Путешествие по Западной Украине. С 24.08 по 28.08.2017 г. Дневник Розы Бородянской

В рамках проекта «Жизнь прекрасна! Расскажи своему сыну своему».

День 4-й нашего путешествия оказался «чертовски» интересным.

Мы отправились в славный город с мистическим названием ЧОРТКОВ,  поставленный для защиты от  набегов турок и татар на реке Серет.

Первое письменное  упоминание в 1427г.  как село – собственность Я. Прандотича из польских Чартков (Чортков), в честь которых названо Чартковице. В 1522г. Чартковице  принадлежит его внуку Ежи Прандотичу, который переименовал село в  Чарткув (Чортков) и взял фамилию Чартковский. Он построил первый деревянный замок под Выгнанской горой. В 1533г. король Сигизмунд Ш разрешил И.Чартковскому поднять село до уровня города и  предоставил магдебургское право с беспошлинной торговлей, а в 1560г. подтвердил магдебургский герб города.

На въезде в город нас  встретил доминиканский костёл святого Станислава.  В 1610г. владелец Чорткова Станислав Гольский пригласил доминиканцев для строительства костёла в стиле неоготики из белого и красного кирпича с зеленоватыми башнями. В подземелье храма его  и похоронили. В костёле хранилась чудотворная икона божьей матери, подаренная королём Яном Казимиром. Доминиканцы служили в костёле  много лет, это было и оборонительное сооружение, пока в лихую годину в ночь с 1на 2 июля  1941г. от рук НКВД мучительной смертью погибли восемь братьев – отец Юстин и его сподвижники.  Икона была восстановлена только в 2009 г.

Мы спускаемся на рыночную площадь, где сохранились торговые ряды и проходила граница между Польшей и Румынией. На площади прекрасное здание ратуши, построенное в 1908 г. бургомистром Людвигом Носс, фармацевтом, обучавшимся в Швеции и Дании. Ему понравился стиль 4х-угольной башни с часами, изготовленными за огромные деньги по его заказу в Берне. Юля Смилянская утверждает, что к городу имеет прямое отношение А.С. Пушкин, который поселил на ратуше над часами в виде флюгера своего «золотого петушка». Петушок поёт по утрам, предостерегая горожан от всякой «чертовщины».

А мы вышли на улицу Шопена, где жила замечательная поэтесса Роза Ауслендер. Вот и Выгнанская гора. В 17 веке здесь был построен Гольскими  из кирпича и камня великолепный замок вместо деревянного. Много сменил замок хозяев. В конце 18 века его владельцы Садовские сдали замок в аренду австрийскому правительству. Последний владелец замка Иероним Садовский передал его монастырю босых кармелиток. Сейчас перед нами развалины замка. Но как хороши!

При подъёме на холм с развалинами «чорт оказался не так страшен, как его малюют». С помощью «пятой точки» все желающие благополучно преодолели неприступный подъём и проникли во внутренний двор замка. Ух, какая красота перед глазами открылась! Я бы восстановила фасад, а двор с окрестностями сохранила, как есть – очень живописный вид открывает простор для раздумий. Уходя, я заглянула по пути в церковь Покрова богородицы и попросила сохранить от всякой нечисти, от дурного глаза.

А дальше – опять какая-то чертовщина. Мы видим здание главной синагоги, подходим – нет, не она. Обходим с другой стороны – нет, не то.  Еле-еле нашли, с божьей помощью. Первое упоминание о евреях есть в 1616 г., появляется еврейское кладбище. До второй мировой войны здесь проживали многочисленные еврейские общины.

Чортков – штеттл (данные из интернета).

Вскоре после основания города в Чорткове стали селиться евреи. К середине 17 в. община насчитывала 50 семей. Почти все евреи погибли во время резни, устроенной казаками Б. Хмельницкого в 1648 г., и до 1705 г. в Чорткове евреи не проживали.

В привилегиях, данных евреям Чорткова владельцем города графом Потоцким в 1722 г., им разрешалось заниматься торговлей и ремёслами, селиться только в районе вблизи рынка, на прилегающих к нему улицах, они должны были платить подати Потоцким и христианским ремесленным цехам. Существовал кагал, обладавший правом разбирать все тяжбы между евреями; имелось еврейское кладбище и функционировала синагога. Согласно переписи 1765 г., в Чорткове жили 764 еврея, в 1900 г. - 3146 евреев, в 1921 г. - 3314 евреев.

В 1870 г. после переселения в город рабби Довида Моше Фридмана, сына Ружинского цаддика, Чортков стал резиденцией Чертковской ветви Ружинско-Садагорской хасидской династии. Фридман основал здесь резиденцию, в центральной части которой была устроена синагога. На праздники в Чортков съезжались десятки тысяч приверженцев цаддика.

Чортков был одним из центров Хаскалы в Галиции. Маскилим вели упорную борьбу против хасидов, из-за чего рабби Д. М. Фридман в течение 10 лет (1860-70) не мог утвердиться в городе. Ученики-евреи составляли большинство учащихся в местной гимназии. На выборах в парламент Австро-Венгрии 1917 г. от Чорткова был избран сионист Магер. В городе рос писатель К. Э. Францоз, который в своих произведениях вывел образы местных евреев.

Евреи Чорткова стали жертвами систематических издевательств и погромов во время Первой мировой войны со стороны занимавших город в 1914-15 гг. русских войск, в первую очередь казачьих частей.

Накануне Второй мировой войны еврейское население Чорткова составляло около шести тысяч человек. Когда город был занят Красной армией (сентябрь 1939 г.), еврейское население стало увеличиваться за счет беженцев из оккупированных немцами районов Польши. 

В 1939-41 гг. советские власти закрыли большинство еврейских учреждений и организаций, в еврейских школах занятия стали вестись на языке идиш. Многие евреи потеряли свое имущество при национализации торговых и промышленных предприятий; многие еврейские общественные и религиозные деятели были арестованы. В этот период синагоги, которые действовали в полулегальных условиях, оказывали посильную благотворительную помощь еврейским беженцам.

Немецкие войска заняли Чортков 6 июля 1941 г. Только несколько сотен молодых евреев смогли уйти из города вместе с отступающими частями Красной армии. 10 июля 1941 г. украинцы и немцы уничтожили около 300 евреев во дворе местной тюрьмы. 28 июля 1941 г. немцы расстреляли 150 евреев в лесу под городом. Евреев стали отправлять на принудительные работы, они были ограничены в свободе передвижения, обложены поборами. В конце июля 1941 г. был создан юденрат, 12 октября 1941 г. ряд его членов вместе с главой юденрата Ш. Крухом были уничтожены за отказ повиноваться немецким приказам. 15 октября 1941 г. немцы расстреляли в лесу под городом 200 представителей еврейской интеллигенции.

С середины ноября 1941 г. немцы стали отправлять евреев в лагеря принудительного труда и в Яновский концлагерь. В апреле 1942 г. в Чорткове было создано гетто, в котором в условиях невероятной скученности было сосредоточено все еврейское население города. В гетто вспыхнули эпидемии, повлекшие многочисленные смерти. 27 августа 1942 г. во время акции в гетто немцы и украинцы расстреляли 600 и отправили в лагерь уничтожения Белжец две тысячи евреев. В сентябре 1942 г. территория гетто была сокращена, положение в нем еще более ухудшилось. Во время акции 5 октября 1942 г. в Белжец было отправлено 500 евреев. 15 декабря 1942 г. в Чорткове был создан рабочий лагерь, в который были заключены 500 евреев для работы на нужды немецкой армии. В конце 1942 г. - начале 1943 г. немцы осуществили ряд акций в рабочем лагере, а 23 июня 1943 г. в лесу под Чортковом было уничтожено большинство обитателей лагеря; немногих отправили в другие рабочие лагеря. В сентябре 1943 г. гетто было окончательно ликвидировано вместе с его обитателями.

В гетто и рабочем лагере действовали группы сопротивления. Так, весной 1943 г. молодежная группа во главе с Р. Розенбергом, имея несколько добытых револьверов, ушла в леса под Чортковом. Вскоре одна часть группы погибла в бою с немцами и украинскими полицаями, остальные скрылись в лесах и продолжали борьбу. Другая группа во главе с М. Вассерманом в 1943 г. ушла в леса, где большинство бойцов погибло в боях с немцами и коллаборантами.

После того, как 23 марта 1944 г. советские войска освободили Чортков, в городе и в пригородных лесах спаслось примерно 100 евреев. Сейчас евреев в Чорткове нет.

Наконец, идём на обед. Тут перед глазами домик возникает с рекламой: «вікна закрито, піднято грати, час або жити, або вмирати». Ничего себе – вместо «приятного аппетита».

Вот и наш ресторан «Пан Чортків». Спускаемся в подземелье, идём налево, опять налево, прямо, направо – настояний лабиринт. Ура! Нас ждут накрытые столики и очаровательные официанты в вишиванках. На первое: суп с куриными сердечками, половинками перепелиных яиц, домашней лапшой и свежим укропом. Второе – блины с мясом. Такая вкуснота, что гоголевским ведьмам и не снилось!

Покидаем гостеприимный Чортков, дальше нас ждёт встреча с самим САТАНОВЫМ!

Меня и Юлю, мою дочь, свела судьба с этими местами лет 30 назад. Мы приехали по профсоюзным путёвкам в пансионат энергетиков Винницы. Природа вокруг – дивная, первозданная, везде бьют целебные источники.  На её фоне вдали возвышается огромный грязно-серый куб, проросший степными травами, а на крыше выросли деревья. Чуть в стороне – маленькие домишки. Сказали, что это всё, что осталось от знаменитой, некогда, старинной синагоги. Вокруг – звенящая тишина и запустение…

И вот мы едем сюда спустя много лет. Ясный солнечный день. Вдруг потемнело, начался ливень, гроза, стрелы молний вонзаются в землю прямо перед нашим автобусом.

Приехали. Нас встречает начальник охраны синагоги – отставной военный суровой наружности. Быстро выскакиваем из автобуса и ныряем в вестибюль, где нас ожидают тряпичные тапочки 45-го размера с веревочками советских времён.

И вот мы входим в главный зал синагоги. Впечатление - потрясающее. Синагога одна из самих древних в Восточной Европе. Построена в 1514 г. (есть дата 1532г.) – ей 500 лет. Стиль - ренессанс. В плане прямоугольная – и зал, и вспомогательные помещения. Потолок – волшебный. Сооружено перекрытие полукруглых коробов сводом, возведенным без дополнительных опор и колонн – это самый большой короб  в Восточной Европе. В центре на месте бимы под  стеклом камни, приносящие исцеление. Каждый читает свою молитву, обращённую к  господу-богу.

Стены синагоги из глыб необработанного известняка, вверху украшены краснокирпичным аттиком. Он играл роль боевого яруса: по его периметру проделаны пушечные и мушкетные бойницы. Здесь стояла пушечная батарея, содержавшаяся за счёт еврейской общины. И сейчас у прохода на крышу сохраняется подземелье, выполнявшее роль порохового погреба. Говорят подземный ход шёл до Иерусалима. В 1676 г. 22 апреля турки захватили Сатанов и вырезали 4000 человек. Их похоронили в братской могиле у северной стены синагоги и насыпали курган. Жители позже курган обвязали нитью, а на насыпь бросали лук и чеснок – боялись возникновения чумы от разложения такого количества людей. По мотивам этих событий Анский написал «Легенду о Дибуке» - казаки Хмельницкого убили жениха и невесту сразу после венчания.

В 1754г. проведена капитальная реконструкция здания. Об этом сохранилась надпись в декоре картуша над входом в центральный зал. Тогда же в стиле барокко построен декоративный арон-кодеш.

В 1930-е годы синагогу превратили в склад. При немцах была тюрьма, где содержали местных евреев. В 1980-е годы, когда мы приезжали, в Хмельницком был огромный вещевой рынок – толкучка, куда приезжали со всего Союза. Был рынок и в Сатанове. Там образовалась стихийная свалка мусора и отхожее место – туалет. Тогда же местные жители разобрали на строительные материалы женские галереи и мощные контрфорсы, подпиравшие её массивные стены, и стены начали расходиться, появились трещины. Если процесс не остановить, через несколько лет своды и часть стен обвалятся, и уникальный пам’ятник истории, аналогов ему нет в Европе, будет потерян навсегда. 

И тут начинаються Сатановские чудеса. Нашёлся местный житель – простой украинский мужик, но человек порядочный и верующий - Борис Андреевич Слободнюк. П о собственной инициативе он убрал мусор, а это много машин, и  упорядочил территорию. «Я не еврей, но переживаю за синагогу. Последняя местная древность, а тут безобразне. Я захожу туда и мне становится хорошо, спокойно. Я отдыхаю и выхожу оттуда, как из церкви». Его не понимали, а он молился в православном храме о восстановлении синагоги. И ещё о здоровье жены, которая очень болела. Слободнюк просил у власти не денег, а лишь «какую-то бумагу, что я пам’ятник истории охраняю», ибо без этой «справки» ему трудно отгонять от синагоги  земляков, которые продолжали свозить туда мусор. 

А на крыше синагоги собралось земли на 50 см толщиной, выросли деревья, зимой глубокий снег. И продолжаются сатановские чудеса. В 2012 г. приехади гости из Израиля  – потомки первых раввинов Сатанова. На местном кладбище они нашли захоронение своих предков. Один из раввинов рассказал, что перед поездкой в Украину ему приснился прадед, который приказал: «вставай и иди». А члены группы, свидетели, говорят, что раввин, зайдя на кладбище, сам нашёл дорогу к могиле его предка, хотя он впервые и в Сатанове, и в Украине. Другая неожиданность: помолившись, он возвращается к своей машине. В этот момент загорелась сумка в багажнике. А для еврея огонь – это благая весть. Эти знаки окончательно убедили гостей из Израиля – надо восстановить храм и навести порядок на кладбище.

Лиха беда начало.  После сюжета по ТВ нашлись инвесторы и из США через Россию для восстановления и синагоги, и кладбища. Здесь ведь, на старом еврейском кладбище похоронен архитектор, который строил эту синагогу – цитадель.

А что дальше? В Хмельницком живёт человек Артур Давидович Фридман – учёный, архитектор, умница, депутат областного Совета. Он добился передачи синагоги на баланс еврейской общины. В 2012 – 14 г.г. провели не реставрацию, а неотложные спасательные работы – строителей вело провидение, т.к. свод крыши, забитой мусором, землёй и снегом, рухнул бы и восстановить было бы нечего. Результат работ строителей оказался потрясающим – мы это увидели.

В 2012 году оказался героем Борис Слободнюк. В Киеве проходил 3-й межконфессиальный форум христиан, мусульман и иудеев всего мира. Был и патриарх Иерусалимский и всея Палестины Феофил Ш. Борис Андреевич получил за подвижничество награду «Хрустальный Ной» в номинации за гражданскую толерантность. Его назвали «православный раввин». Пути господни неисповедимы.

Мы провели в синагоге Сатанова около часа. Кажется, что прошла вечность. Когда мы вышли из синагоги, произошло очередное чудо: гроза прошла, сияло яркое сонце. Перед нами во всей красе сияла белоснежная красавица – сатановская чудо – синагога. Наверно, наши молитвы на чудо – камнях дошли до Бога, помогли изгнать все сатанинские силы из Сатанова. А для нас это было знамением: ничего не бойтесь, всё пройдёт! И смело вперёд, к новым путешествиям! Путешествия – это км новых открытий и века человеческой жизни. Всё к чертям! Жить здорово!  

Роза Бородянская

 

Вам нравится этот материал? Поделитесь им с друзьями!