Проект «Преподавание истории Холокоста в Украине и Нижних Землях»

Проект «Преподавание истории Холокоста в Украине и Нижних Землях» был задуман как первый шаг на пути формирования общеевропейского педагогического пространства в процессе преподавания истории Холокоста и объединивший более 60 преподавателей и студентов из Украины, Нидерландов и Бельгии.

Два семинара – в Украине и Нидерландах не просто стали источником новой информации, но и поставили много вопросов, вдохновивших педагогов и студентов на создание философских или исторических статей, а также новых методических разработок.

Цели и задачи проекта

1. Обмен историографической и источниковедческой информацией по истории Шоа;

2. Подготовка педагогических разработок и научно-исследовательских материалов для преподавания в учебных заведениях стран – участниц проекта.

3. Подготовка голландскими и бельгийскими педагогами образовательных материалов для выставки “Холокост под пулями”, посвященной трагедии Шоа в Украине*.

4. Обмен методическими материалами и совместный поиск новых форм подачи темы Шоа в процессе обучения
и воспитания. Повышение профессионализма участников проекта.

5. Формирование толерантного общества на основе “Уроков Холокоста”, с учетом опыта изучения и преподавания темы в странах с очень разными, иногда противоположными взглядами как на конкретные периоды истории, так и на пути формирования современного общества.

6. Соотношение задач проекта с проблемами, заявленными европейской программой Матра:

a) права человека в современном обществе, защита интересов и интеграция национальных меньшинств. Данная тема касается, например, еврейского сообщества в Украине и марокканского сообщества в Нидерландах;

b) образование: обучение и переквалификация преподавателей истории, философии, теологии и т.д.

 

Предистория проекта

Проект был задуман как продолжение сотрудничества Украины и Нидерландов в образовательной программе “Воспитание толерантности на примерах уроков Холокоста”. Семилетнее путешествие по Украине выставки “Анна Франк. Урок истории” вызвало огромный интерес у школьников, учителей, родителей, работников музеев и жителей более чем 50 городов Украины. С помощью сотрудников фундации “Дом Анны Франк” и украинской общественной организации “Нова Доба” была разработана программа подготовки школьников-гидов. 903 юных экскурсовода провели более 7200 экскурсий для 107 000 посетителей.

Высоко были оценены семинары для учителей, посвященные истории Холокоста и воспитанию толерантности. Институт Иудаики разработал еще две выставки, раскрываюшие темы трагедии ХХ века на Украинской земле. Они также  привлекли внимание жителей Украины. Таким образом, сотрудничество двух стран в данной области оказа­лось чрезвычайно продуктивным. В 2007 году члены объедине­ния Директоров педагогических университетов Нидерлан­дов (ADEF) пригласили украинских педагогов и студентов в Утрехт на конференцию, посвященную преподаванию темы Холокоста. Там  были проведены две презентации, посвященные преподаванию темы Шоа в Украине.  Обсуждение этих презентаций украинскими и голландскими коллегами способствовали зарождению новых идей.

Интерес нидерландских преподавателей и студентов к истории Катастрофы в Украине, с одной стороны, и опыт формирования толерантного общества в Нидерландах, столь важный для молодого Украинского государства, – с другой, актуализировали целесообразность создания интернациональных групп для совместной работы на  территориях, связанных с различными периодами истории Шоа.

Директор Департамента памяти о Второй мировой войне и ее жертвах Министерства Здоровья, Благосостояния и Спорта Нидерландов с большим энтузиазмом поддержала идею, и проект обрел реальные формы и перспективы. Была сформирована программа сотрудничества, к которой присоединились и бельгийские преподаватели.

Реализация проекта

Участники проекта наметили ряд фундаментальных задач, связанных с осмыслением, изучением и преподаванием темы Холокоста в ХХI веке, на базе единого европейского педагогического пространства. Совместная работа педагогов из трех стран позволила расширить спектр вопросов, возникающих при изучении Катастрофы, углубить фактические знания участников проекта, а также наметить векторы развития сотрудничества, результатом которого могут стать не только новые методики преподавания истории, но и новые пути формирования толерантного общества.

Чему могут научить нас “Уроки Холокоста” вообще и чему могут научить друг друга коллеги из разных стран в процессе постижения “последней неудачной попытки человечества самоуничтожиться1”  Как не допустить в дальнейшем “удачные попытки” Что в этом плане должны сделать преподаватели истории Именно эти вопросы стали основой для дальнейших встреч, семинаров и конференций. Пилотный проект включал два семинара – первый в Украине (март 2009 г.), второй в Нидерландах (сентябрь 2009 г.).
В программу входили лекции, тренинги, экскурсии, круглые столы, посещение различных музеев и институций, участие в международной конференции “Холокост под пулями” и многое другое.

Первый семинар предусматривал знакомство участников с региональными особенностями Катастрофы в различных зонах оккупации Украины, посещение городов и местечек, связанных с историей Шоа, а также презентации методических разработок украинских педагогов. Программа состояла из стационарной лекционно-тренинговой программы, знакомства с педагогическими ВУЗами и школами Киева и двухдневной “школы на колесах” – поездки по местам, связанным с историей Холокоста.

Второй семинар посвящался истории Катастрофы в Нидерландах. Программа  включала  презентацию темы в еврейском историческом музее, тренинги в Доме Анны Франк, встречи с коллегами в колледже и университете города Зволле, поездку в Вестерборг.

Завершала семинар работа на конференции “Холокост под пулями”, организованная для преподавателей и исследователей на базе выставки Патрика Дюбуа.  Особый интерес и оживленные дискуссии вызвали методики, предложенные нидерландскими педагогами. Подарком для украинских участников  стало знакомство с замечательной страной – Королевством Нидерланды.

Студенты и преподаватели быстро нашли общий язык друг с другом, поэтому изучение вопросов воспитания толерантности на практике оказалось не только весьма полезным, но и достаточно приятным. Несмотря на серьезность темы и сложности работы, проект вызвал добрые чувства у всех участников. Историки, богословы, философы  получили новые знания, а главное, вдохновение для творчества. 

Завершающим этапом проекта стало издание сборника статей участников проекта под названием «Изучение и преподавание истории Холокоста. Украина, Нидерланды, Бельгия» Сборник вышел под редакцией Марко Оттена и Юлии Смилянской. 
В сборнике затронут значительный круг вопросов, связанных с различными аспектами Катастрофы.Работа редакторской группы и великолепная дизайнерская команда постарались сделать издание не только полезным для преподавателей и студентов, но и интересным для широкого круга читателей, интересующихся историей ШОА, путями осмысления и методикой преподавания темы Холокоста. 

 

Русский