Сборник «Изучение и преподавание истории Холокоста. Украина, Нидерланды, Бельгия»

«Изучение и преподавание истории Холокоста. Украина, Нидерланды, Бельгия - сборник материалов международного проекта "История Холокоста в Украине и Нижних Землях" – итог сотрудничества преподавателей и студентов педагогических вузов трех стран в области преподавания истории Холокоста.
Его содержание актуализирует проблемы осмысления и специфику преподавания темы в различных странах Европы.

Контекст аналитических статей, методических разработок, рефлексий участников проекта по поводу совместной работы на семинарах в Украине и Нидерландах отражает процесс поиска путей формирования общего европейского пространства в деле преподавания истории Шоа.

Адресуется преподавателям истории и общественных дисциплин, студентам педагогических вузов, а также всем, готовым к совместным поискам ответов на вопрос: как процесс исследования и преподавания истории Холокоста может способствовать воспитанию толерантности на основе общечеловеческих ценностей.

--------------------------

Посол Нидерландов в Украине Питер Ян Возерс

Презентация сборника в Украине состоялась в Киеве 25 мая 2010 года в Национальном педагогическом университете им. М.П.Драгоманова.

На презентацию были приглашены авторы сборника из Украины. Редактор сборника Марко Оттен рассказал о высокой оценке книги в Нидерландах. Посол Нидерландов в Украине Питер Ян Возерс поблагодарил за работу всего проекта, за издание столь полезной книги и пожелал не останавливаться на достигнутом и продолжать формирование общеевропейского педагогического пространства в рамках преподавания темы ШОА.
Советник посольства Государства Израиль в Украине Феликс Миндель поблагодарил украинских учителей за интерес к истории ШОА и усилия, которые они прилагают при преподавании, изучении и сохранении памяти о Катастрофе.

Также почетным гостем презентации был Виктор Стадник – человек необыкновенной судьбы. Он один из немногих, кто избежал страшной участи быть расстрелянным в Бабьем Яру.

О необходимости вдумчиво и внимательно отнестись как к осмысленческим статьям, так и к методическим материалам, говорили В.Малахов и А.Филоненко. 
Все присутствующие особо отметили высокое качество работы дизайнеров Елены Заславской, Данила  Гребня и редактора Ольги Яковлевой. 
 

--------------------------

Сборник материалов “Изучение и преподавание истории Холокоста. Украина, Нидерланды, Бельгия” стал результатом уникального проекта, задуманного в качестве первого шага на пути формирования общеевропейского педагогического пространства в процессе преподавания истории Холокоста. Проект объединил более 60 преподавателей и студентов из Украины, Нидерландов и Бельгии.

Сборник материалов “Изучение и преподавание истории Холокоста. Украина, Нидерланды, Бельгия” стал результатом уникального проекта, задуманного в качестве первого шага на пути формирования общеевропейского педагогического пространства в процессе преподавания истории Холокоста. Проект объединил более 60 преподавателей и студентов из Украины, Нидерландов и Бельгии.

 

Цели и задачи проекта

1. Обмен историографической и источниковедческой информацией по истории Шоа;

2. Подготовка педагогических разработок и научно-исследовательских материалов для преподавания в учебных заведениях стран – участниц проекта.

3. Подготовка голландскими и бельгийскими педагогами образовательных материалов для выставки “Холокост под пулями”, посвященной трагедии Шоа в Украине*.

4. Обмен методическими материалами и совместный поиск новых форм подачи темы Шоа в процессе обучения
и воспитания. Повышение профессионализма участников проекта.

5. Формирование толерантного общества на основе “Уроков Холокоста”, с учетом опыта изучения и преподавания темы в странах с очень разными, иногда противоположными взглядами как на конкретные периоды истории, так и на пути формирования современного общества.

6. Соотношение задач проекта с проблемами, заявленными европейской программой Матра:

a) права человека в современном обществе, защита интересов и интеграция национальных меньшинств. Данная тема касается, например, еврейского сообщества в Украине и марокканского сообщества в Нидерландах;

b) образование: обучение и переквалификация преподавателей истории, философии, теологии и т.д.

 

Предыстория проекта

Проект был задуман как продолжение сотрудничества Украины и Нидерландов в образовательной программе “Воспитание толерантности на примерах уроков Холокоста”. Семилетнее путешествие по Украине выставки “Анна Франк. Урок истории” вызвало огромный интерес у школьников, учителей, родителей, работников музеев и жителей более чем 50 городов Украины. С помощью сотрудников фундации “Дом Анны Франк” и украинской общественной организации “Нова Доба” была разработана программа подготовки школьников-гидов. 903 юных экскурсовода провели более 7200 экскурсий для 107 000 посетителей.

Высоко были оценены семинары для учителей, посвященные истории Холокоста и воспитанию толерантности. Институт Иудаики разработал еще две выставки, раскрываюшие темы трагедии ХХ века на Украинской земле. Они также  привлекли внимание жителей Украины. Таким образом, сотрудничество двух стран в данной области оказа­лось чрезвычайно продуктивным. В 2007 году члены объедине­ния Директоров педагогических университетов Нидерлан­дов (ADEF) пригласили украинских педагогов и студентов
в Утрехт на конференцию, посвященную преподаванию темы Холокоста. Там  были проведены две презентации, посвященные преподаванию темы Шоа в Украине.  Обсуждение этих презентаций украинскими и голландскими коллегами способствовали зарождению  новых идей.

Интерес нидерландских преподавателей и студентов к истории Катастрофы в Украине, с одной стороны, и опыт формирования толерантного общества в Нидерландах, столь важный для молодого Украинского государства, – с другой, актуализировали целесообразность создания интернациональных групп для совместной работы на  территориях, связанных с различными периодами истории Шоа.

Директор Департамента памяти о Второй мировой войне и ее жертвах Министерства Здоровья, Благосостояния и Спорта Нидерландов с большим энтузиазмом поддержала идею, и проект обрел реальные формы и перспективы. Была сформирована программа сотрудничества, к которой присоединились и бельгийские преподаватели.

 

Реализация проекта

Участники проекта наметили ряд фундаментальных задач, связанных с осмыслением, изучением и преподаванием темы Холокоста в ХХI веке, на базе единого европейского педагогического пространства. Совместная работа педагогов из трех стран позволила расширить спектр вопросов, возникающих при изучении Катастрофы, углубить фактические знания участников проекта, а также наметить векторы развития сотрудничества, результатом которого могут стать не только новые методики преподавания истории, но и новые пути формирования толерантного общества.

Чему могут научить нас “Уроки Холокоста” вообще и чему могут научить друг друга коллеги из разных стран в процессе постижения “последней неудачной попытки человечества самоуничтожиться1”  Как не допустить в дальнейшем “удачные попытки” Что в этом плане должны сделать преподаватели истории Именно эти вопросы стали основой для дальнейших встреч, семинаров и конференций. Пилотный проект включал два семинара – первый в Украине (март 2009 г.), второй в Нидерландах (сентябрь 2009 г.).
В программу входили лекции, тренинги, экскурсии, круглые столы, посещение различных музеев и институций, участие в международной конференции “Холокост под пулями”
и многое другое.

Первый семинар предусматривал знакомство участников с региональными особенностями Катастрофы в различных зонах оккупации Украины, посещение городов и местечек, связанных с историей Шоа, а также презентации методических разработок украинских педагогов. Программа состояла из стационарной лекционно-тренинговой программы, знакомства с педагогическими ВУЗами и школами Киева и двухдневной “школы на колесах” – поездки по местам, связанным с историей Холокоста.

Второй семинар посвящался истории Катастрофы
в Нидерландах. Программа  включала  презентацию темы в еврейском историческом музее, тренинги в Доме Анны Франк, встречи с коллегами в колледже и университете города Зволле,  поездку в Вестерборг.

Завершала семинар работа на конференции “Холокост под пулями”, организованная для преподавателей и исследователей на базе выставки Патрика Дюбуа.  Особый интерес и оживленные дискуссии вызвали методики, предложенные нидерландскими педагогами. Подарком для украинских участников  стало знакомство с замечательной страной – Королевством Нидерланды.

Студенты и преподаватели быстро нашли общий язык друг с другом, поэтому изучение вопросов воспитания толерантности на практике оказалось не только весьма полезным, но и достаточно приятным. Несмотря на серьезность темы и сложности работы, проект вызвал добрые чувства у всех участников. Историки, богословы, философы  получили новые знания, а главное, вдохновение для творчества. Они подготовили статьи и образовательные материалы, которые стали основой данного сборника.

 

Структура сборника

Как и в самом проекте, в сборнике затронут значительный круг вопросов, связанных с изучением и преподаванием темы Катастрофы. Полученная картина использует палитру, в которой представлено множество цветов и оттенков, демонстрирующих разнообразие философских, этических, моральных, исторических и историкографических, географических, образовательных, культурных и даже туристических подходов к теме.

Мы сгруппировали материал в пяти разделах. Первый – “Холокост: пути познания, различия и единство. Украина, Нидерланды, Бельгия” – представляет осмысленческие аспекты, отражающие отличия в изучении и преподавании истории Шоа в трех странах. Здесь рассматривается один из самых глубинных вопросов человеческого существования – вопрос памяти, памятования, уважения к прошлому. Второй раздел посвящен различным подходам к преподаванию темы. Этические проблемы, психологические методы, использование произведений искусства, фильмов или, например, электронного оборудования – все это вошло в сборник под общим названием “История Холокоста: преподавание, инновации”. Третий раздел “История Холокоста: педагогическая коммуникация, методика” демонстрирует методические материалы, которые могут использовать учителя и преподаватели педагогических ВУЗов. Эти разработки сильно отличаются друг от друга, но все демонстрируют энтузиазм и опыт их создателей, желание донести до учащихся различные аспекты истории Шоа. Четвертый раздел – “История Холокоста в Украине: Изучение, преподавание”.  В оборот вводятся новые докумен­ты и результаты новейших исследований, проливающие свет на “белые пятна” в истории Холокоста в Украине, которая изучена пока не так детально, как в Нидерландах и Бельгии.

Пятый раздел “Ради будущего. Резонанс добра
и познания” адресован прежде всего молодому поколению (впрочем, не исключено что именно его первым бу­дут открывать читатели всех возрастов). По мнению участников проекта, “Уроки Холокоста” сегодня – не только прошлое. Это скорее настоящее для будущего. И наши страны во многом могут помочь друг другу в его формировании… Для этого так важно, чтобы люди в разных странах учились понимать, принимать и уважать друг друга. Первый шаг на этом пути – интерес. Общение “от сердца к сердцу”, новые знакомства, новые знания, впечатления, эмоции.

Все это, несомненно, поднимает уровень взаимопонимания и доброжелательности в том самом общеевропейском пространстве – педагогическом и общечеловеческом –которое люди формируют для жизни, а не для политики. Именно поэтому в этом разделе доминирует не научный, не методический, а общечеловеческий аспект. Здесь представлены работы самых молодых участников проекта и их размышления о том, как процесс познания может войти
в резонанс с формированием общечеловеческих ценностей. Как страшная тема Катастрофы может пробуждать добрые чувства Взгляд в будущее, впечатления от проекта, а
главное, конкретные шаги, которые предпринимают студенты
(от написания дневника поездки по Нидерландам
до проведения конференции для всех учащихся свое­го Университета) – все это отражено в заключительной части сборника.

Конечно, мы не могли закончить книгу без короткой библиографии.

Ключевые проблемы

В сборнике отразились проблемы, вызвавшие оживленные дискуссии между участниками.

1. Первая проблема, которая актуализировалась в процессе работы проекта – различие базовых данных по истории Холокоста в Украине, Нидерландах, Бельгии. “Железный занавес” и политика СССР исключали возможность изучать, преподавать, а значит, и осмысливать историю Холокоста. Только в 90-е годы ХХ века, уже в независимом государстве, украинские историки начинают открывать историю трагедии и вводят в научный оборот документы, десятилетиями лежавшие в “спецхранах”. За последние годы появилось много публикаций и несколько серьезных монографий, издаются тематические сборники, защищаются диссертации. Огромный вклад в изучение и осознание темы внес проект “Пережившие Шоа”, в рамках которого было взято 3500 интервью у тех, кто выжил в Катастрофе и сейчас проживает на украинской земле. Однако в большинстве случаев эта информация остается в Украине, реже используется зарубежными историками2 и практически совсем
не попадает к зарубежным педагогам. Долгое время в Европе изучение истории Холокоста “заканчивалось границами Польши”. Информация о трагедии Шоа в Украине чаще всего ограничивалась  событиями Бабьего Яра. 

Цель данной части проекта – выявить специфическую роль территории Украины в общей истории Холокоста –показать, что Украина стала полигоном, на котором нацисты испытывали варианты “окончательного решения еврейского вопроса” и попытаться понять, как и почему это произошло.

Во время путешествия по стране, где уже в 1941 году прошли первые массовые и первые тотальные расстрелы,  первые расстрелы детей, появились первые “свободные от евреев” города,  участники проекта осознали, что вся украинская земля покрыта ярами, расстрельными ямами, шахтами
и колодцами, в которых убивали. Мы видели памятники на территории гетто и на месте расстрелов в Бердичеве (там начиная с сентября 1941 года убивали жителей штетла) и
в Каменец-Подольском (сюда в августе 1941 года привезли на расстрел тысячи евреев из Венгрии и Словакии),  проезжали Дунаевцы, с фосфатной шахтой, в которой зверски уничтожили 2800 человек, Житомир и Винницу, Меджибож и Литин – десятки городов и местечек, в которых исчезало  украинское еврейство.

И еще один момент, важный для понимания специфики истории Холокоста в нашей стране, был озвучен на семинаре. В отличие от Нидерландов и Бельгии, где нацисты действовали по одной схеме, общей для оккупированных стран Западной Европы, в разных зонах оккупации в Украине были различные “сценарии” трагедии. Очень быстрое уничтожение всего еврейского населения в Рейхскомиссариате “Украина” (здесь действовала схема, предназначенная нацистами для всей оккупированной территории СССР); страшные гетто в Генерал-губернаторстве (“польский сценарий”, ужесточенный отношением к “зараженной коммунизмом территории”); гетто с “проблесками надежды” в румынской зоне оккупации – Транснистрии; борьба за каждого и в результате около 25 тысяч спасенных в Буковине; “венгерский сценарий” в Закарпатье, при котором людей не трогали до 1944 года, а затем жители этого региона вошли в число 400 тысяч венгерских евреев, депортированных в лагеря смерти. Общее представление об этих особенностях преподаватели получили на лекциях “Региональные особенности Холокоста в Украине”, “Катастрофа в Райхскомиссариате “Украина”, “Холокост в Буковине”, “Особенности истории Холокоста
в Галичине” и т.д.

Для украинской группы особый интерес представляла тема сопротивления голландского общества антиееврейской деятельности нацистов в Нидерландах. Очень важной для педагогов Украины стало отношение современных жителей страны к Катастрофе, как к своей трагедии. “Это мы 
не сумели спасти наших сограждан во время войны, и теперь в еврейском квартале больше нет евреев”, – сказала нам одна из участниц проекта. К сожалению, мы пока не знаем, сколько времени потребуется, чтобы в Украине сформировалось подобное отношение к проблеме. Но, несомненно, наши совместные усилия будут этому способствовать. В этом клю­че очень полезным для украинских преподавателей может стать опыт формирования толерантного общества, поскольку
в этой сфере жители Королевства ушли далеко вперед…

Сотрудники музеев, преподаватели университетов, учителя и студенты знакомили украинских участников с историей Второй мировой войны в Нидерландах, демонстрировали методические приемы, разработанные для школьников разного возраста, вызвавшие большой интерес и оживленные дискуссии. Очень важным моментом проекта была экскурсия в Вестерборг и встреча с Михой Гилбером, бывшим узником этого страшного лагеря, пережившим Катастрофу,
но потерявшим свою семью… В процессе общения стало еще яснее, насколько различной была история Холокоста в наших странах.

2. Размышляя о воспитательном значении заявленной темы, мы задавались следующими вопрос: какую цель мы ставим перед собой и перед учениками, рассказывая о Катастрофе Будет ли это знание просто лишними страницами выученного учебника Позволит ли данная тема затронуть какие-то струны души, будет ли способствовать поиску новых путей для создания атмосферы взаимопонимания либо, наоборот, вызовет повышение уровня агрессии в коллективе (а то и в обществе), станет очередным поводом к разъединению и “поиску виноватых”…

На этом этапе вопросы возникают у всех, начиная от преподавателя ВУЗа и заканчивая горькими словами школьника-пятиклассника, узнавшего о неоднознач­ном поведении людей, бывших до этого момента героями в его глазах: “Так что, они были плохими 3”. Понимание того, что история не бывает черно-белой, воспитание толерантности и определение “границ толерантности”, попытки взглянуть на историю “глазами другого” и возможные результаты тако­­го взгляда – это предмет размышлений, поводы для дискуссий, конфронтаций и примирений. Это тот момент “за гранью понимания”, который делает историю Холокоста такой непреодолимо сложной и такой необходимой для человека ХХI столетия. И в этом контексте у каждого педагога в каждой стране есть свой бесценный опыт, который, хочется верить, поможет сделать “Прививку от Холокоста”.

3. Вопросы, которые ставят философы и историки перед человечеством, и на которые не может быть однозначных ответов, педагоги должны поставить перед учениками. Иногда перед студентами, уже успевшими выучить “правильную историю”, иногда перед школьниками, нежный возраст которых, казалось бы, должен защитить их от нечеловечески страшной и бесчеловечной информации. Однако история не защитила их ровесников от мучительной смерти, а значит, дети имеют право знать. “Передайте об этом детям вашим” – назвали свою книгу о Холокосте шведские историки Стефан Брухфельд и Пол А. Левин.  О необходимости “рассказать” в Нидерландах уже не спорят. В Украине все пока не так однозначно.

Понятие “Холокост” для жителей Украины еще не стало историей. Потому, что в нашей стране нет ни одной еврейской семьи, которую обошла бы трагедия. И еще  живы те, кто сумел чудом спастись от уничтожения, и живы свидетели и спасатели. И участники тоже. Те, кто спасал, и те, кто выдавал, те, кто, рискуя жизнью своих детей, отдавал последнее еврейскому ребенку, и те, кто отбирал пальто у идущей на расстрел женщины. И бывает, что эти люди или их дети живут сегодня на одной улице, а внуки учатся в одном классе… Десятилетия молчания привели к тому, что зачастую попытка разговора на тему истории Холокоста вызывает отчаянное сопротивление у слушателей. Кроме того, в Украине сегодня существуют силы, активно сопротивляющиеся всякому упоминанию  о Холокосте. Требуется время, мастерство, очень толерантное и благожелательное отношение, чтобы “не навредить”.
А это правило врачебной этики в данной ситуации актуально и для педагогики. 

Несмотря на все сложности, те украинские педагоги, которые работают с данной темой много лет, отмечают огромный воспитательный потенциал темы Катастрофы. Сопереживание, способность к самопожертвова­нию, взаимопомощь, человечность, чувство собственного достоинства и многие другие качества, о которых нет времени поговорить в наш быстролетящий век, оказываются востребованными при проникновении в  миры давно минувших событий. Возможность после этого вернуться обратно, в век ХХI, и определить свое сегодняшнее положение, систему взаимоотношений с ровесниками, родителями, государством – все это делает тему Шоа мощным воспитательным компонентом для формирования нравственных основ толерантного общества.

Осталось понять, каким образом это делать. Нужно ли разработать универсальную “методику преподавания истории Холокоста” и навязывать ее всем учителям во всех странах Или каждый учитель должен решать задачи самостоятельно, исходя их собственного взгляда на события Очевидно, что решение лежит между этими полюсами, но его поиски вызывают самый острый интерес и самые острые дискуссии.

Основной принцип, уже не вызывающий споров, – Холокост это не  набор фактов, а “урок истории”. И вводить его в образовательные программы имеет смысл только тогда, когда ученик начинает думать. Ведь человеком, который думает, уже не так просто манипулировать. НО! Какие вопросы и в какой форме может поднимать учитель, чтобы приблизится к этой цели В разных аудиториях данные проблемы решаются по-разному. Но очевидно, что именно в этой области обмен опытом наиболее плодотворен
и результативен. У педагогов, встретившихся на семинарах проекта, было что рассказать и предложить друг другу. И сам проект стал стимулом для появления новых лекций, тренингов, семинаров.

4) Что такое “толерантное общество” От чего зависит уровень нетолерантности к другому Связан ли он с материальным состоянием членов общества

Разница в представлениии   о  “нормальной жизни” в Нидерландах и в Украине – колоссальная. И дело тут не столько в том, какую политику проводит правительство, сколько в том, какие нравственные принципы господствуют в обществе. “Нормальная жизнь” с чистыми улицами, цветами в доме и вокруг, горячей водой, чистыми туалетами и оркестрами, исполняющими классическую музыку на главной площади маленького городка (свой оркестр, не заезжий) – все то, что пытался скрыть “железный занавес” – в какой-то мере является необходимым воспитательным компонентом для педагогов и студентов Украины. Желание “жить нормально”, когда главная цель – человек, а не борьба за идеалы…

Какое отношение это имеет к истории Холокоста? На первый взгляд, никакого, но…

Как случилось, что жители традиционно веротерпимого Амстердами стали выдавать евреев нацистам. Сколько времени понадобилось для этого нацистской пропаганде:
 

«Многие ребятишки бегают в одних тонких платьицах, в деревянных башмаках на босу ногу, без пальто, без перчаток, без шапок. В желудках у них пусто, они жуют репу, из холодных комнат выбегают на мокрые улицы, под дождь, ветер, потом приходят в сырую, нетопленую школу. Да, в Голландии дошло до того, что дети на улице выпрашивают у прохожих кусок хлеба! Я бы могла часами рассказывать, сколько горя принесла война, но мне от этого становится еще грустнее.»    Это отрывок из Дневника Анны Франк.

Для нее нетопленная школа и голодные ребятишки на улицах Амстердама – шок! Это горе, принесенное войной (и ничем другим!). К сожалению, нетопленные школы и не всегда накормленные дети в Украине сегодня, в ХХI веке явление, увы, не уникальное.

А до 1941 Не просто голодные дети – миллионы, умерших от голода. Глобальное обесценивание человеческой жизни, привычные аресты, ссылки в Сибирь, расстрелы…
В СССР накануне Второй Мировой войны были уничтожены, замучены в тюрьмах миллионами людей. И среди них те, кто должен был хранить неизвращенные понятия о ценности жизни – священники, учителя, интеллигенция, поэты... Об этом прекрасно знали нацисты, и именно в этом пространстве, наполненном отчаянием и непониманием происходящего, они начинают поиск форм “окончательно решения”. Не случайно выставка, на которой работали участники проекта, называется “Холокост под пулями…”. Холокост для большинства европейцев ассоциировался с поездами, печами Аушвица, с циклоном “В”, а не с пулями. Потому что информация о первом этапе “испытаний” была не слишком доступной по указанным выше причинам. А это очень важная информация. Неизвестно, как бы развивалась дальше история Шоа, если бы в июне 1941 в местечке Сокаль заб астовали соседи… Если после августовского расстрела детей в Белой Церкви мир сразу же узнал бы об этой трагедии…

Можно ли было остановить уничтожение И на каком этапе А, главное, на каком этапе мы можем предотвратить какое-либо кровавое событие в будущем И можем ли это сделать с помощью “Уроков Холокоста” Что делать, дабы понизить “уровень агрессии” к “чужому” в молодом государстве, формирующим свои ценности, часто базирующиеся на возрождении национального самосознания

И каков “запас прочности” у толерантного демократического общества с многовековыми гуманистическими традициями в ХХI веке.  Сколько времени оно выдержит наплыв эмигрантов, к такой “нормальной жизни” не привыкших Можно ли, и, если да, то каким образом адаптировать этих людей.

Возможно, сотрудничество педагогов в плане совместного понимания “Уроков катастроф” и совместных усилий для воспитания нового поколения толерантных людей станет еще одним шагом в попытке сохранить жизнь на этой планете. Когда-то Бисмарк сказал о том, что войны выигрывают и проигрывают учителя. Хотелось бы, что бы в ХХI веке учителя истории научились бы предотвра­щть войны…

 

Заключение

Сборник “Изучение и преподавание истории Холокоста. Украина, Нидерланды, Бельгия” не планировался как коммерческое издание. Он предназначен для участников проекта и их коллег в университетах, школах или мемориальных музеях. Здесь представлены лишь образцы материалов, которые можно использовать при преподавании столь ранящяй темы. Задано много вопросов, ответы на которые еще необходимо найти. Представлено много проблем, открытых для дебатов.

Мы надеемся, что студенты и преподаватели от страниц сборника перейдут к поиску другой, более глубокой исторической информации об истории Холокоста в Украине, Нидерландах, Бельгии; что вопросы, затронутые авторами, вызовут обсуждения и новые исследования. 

Обычно сборник материалов – это итоговый документ. Однако, даное издание скорее промежуточный этап большой продолжающейся работы, чем законченый и “отполированный” результат проекта. И эту фразу Вы можете рассматривать как призыв к дальнейшему сотрудничеству в данном направлении.

Совместная работа над изучением и преподаванием истории Холокоста педагогов и студентов Украины, Нидерландов и Бельгии – одна из главных составляющих в формировании единого общеевропейского педагогического пространства.

Пожелаем всем удачи на этом пути.

 

Благодарности

Мы благодарим сотрудников и главу Департамента Памяти о жертвах Второй мировой войны Министерства Здравоохранения, Благосостоянии и Спорта Нидерландов, которые от начала до конца великодушно и с энтузиазмом поддерживали наш проект. Идея, предложенная  Институтом Иудаики осуществилась благодаря поддержке и сотрудничеству с организациями “Нова Доба” (Львов, Украина), голландским Посольством в Киеве, фламандским Правлением Католического Высшего образования
в Брюсселе, Фондом Анны Франк в Амстердаме, Центром Исследований Холокоста и Геноцида Амстердамского Университета, голландской Ассоциацией Педагогических Университетов ADEF в Утрехте и MOADAD в Арнеме, за что им отдельное спасибо! Мы также благодарны руководителям педагогических университетов и других учебных заведений, затративших время для реализации проекта. И, наконец, большое спасибо всем студентам – будущим преподавателям, их нынешним преподавателям, тренерам преподавателей, и просто преподавателям, которые были участниками данного проекта.
Вы были отличной командой!

-------------------------------

29 марта 2010 года состоялась презентация сборника «Изучение и преподавание истории Холокоста. Украина, Нидерланды, Бельгия» в музее Анны Франк в Амстердаме.

Первые экземпляры книги были вручены послу Королевства Нидерланды в Украине мистеру Питеру Яну Возерсу и послу Украины в Нидерландах пану Василию Корзаченко.

Презентация была организована руководителем проекта Марко Оттеном и сотрудниками музея Анны Франк. На презентации присутствовали участники проекта и авторы статей 
из Нидерландов.

 -----------------------------

Содержание сборника.

Формирование общеевропейского педагогического 
пространства в процессе преподавания
истории Холокоста
Марко Оттен (Арнхем), Юлия Смилянская (Киев)

Розділ 1. Голокост: шляхи пізнання. 
Україна, Нідерланди, Бельгія. 
Відмінності та єдність

Холокост в Украине и педагогика благоговения:
вызов насилия и истоки доверия
Александр Филоненко (Харьков)

Историческая перспектива
сохранения памяти о прошлом

Марк ван Беркел, Марко Оттен (Неймеген, Арнхем)

Можно ли научить храбрости?
(Фрагменты о различиях между украинским 
и голландским подходом к изучению 
и преподаванию истории Холокоста)

Евгений Галёна (Харьков)

Великое молчание. 
Памятование Шоа в Украине

Марк ван Беркел, Реми Хартел (Неймеген)

Миф об Анне Франк?
Екатерина Малахова (Киев)

Голландцы и их отношение к Холокосту
Карина Меусэ (Амстелвен)

Чтить память непросто…
Флёр Хук (Неймеген)

Розділ 2. Історія Голокосту: викладання, інновації

Прививка против Холокоста?
Татьяна Чайка (Киев)

О роли воображения в методике преподавания 
темы Холокоста

Гертье де Врис (Амстердам) 

Історія Голокосту та виховання толерантності.
Тренінг за участю психолога та вчителя

Людмила Назаренко (Цурюпинск)

Интерактивная доска для изучения темы Холокоста
Роберт Боонстра (Зволле)

Навчання толерантності 
на прикладі історії Голокосту

Олександр Войтенко (Львів)

Методика проведения уроков Холокоста. 
(Из опыта работы на выставке 
“Голодомор-Холокост-ГУЛАГ. 
Три трагедии украинской земли в ХХ веке. 
Тоталитарный режим против народа и человека”)

Гавлинский Роман (Киев)

Почта из Украины.
Роберт Боонстра (Зволле)

Розділ 3. Історія Голокосту.
Педагогічна комунікація, методика

Судьба евреев Голландии.
Разработка урока по истории еврейского народа
для учащихся 9-10 классов еврейских школ Украины

Светлана Занько (Белая Церковь)

Холокост под пулями. Вторая мировая война в Украине.
Учебное пособие для школьников

Флер Хук, Мартина ван Гинкел, Стефан Схрёрс (Неймеген)

Пакет учебных материалов для преподавания истории 
Холокоста для Высших учебных заведений Украины. 
Холокост в Нидерландах и в Украине

Флер Хук, Мартина ван Гинкел, Стефан Схрёрс (Неймеген)

Окупаційний режим та Рух Опору на окупованих територіях.
(На прикладах України та Нідерландів)

Олег Охредько (смт Новотроїцьке)

Учебный курс для программы подготовки учителей
к преподаванию истории Холокоста 
в младшей и средней школе

Вильма Менко, Ник де Вилде (Амстердам)

Когда не достаточно фактов...
Ян Ромбо ван дер Гус (Зволле), Метсье Крол (Зволле), 
Хюго Веркест (Торгут, Бельгия), Ник де Вилде (Амстредам)

Нидерланды во время Второй мировой войны.
Марк ван Бейк, Карен ван Каам, Герт Габриельс, Ад ван Кемпен, Уве Краузе, Бас Картер (Тильбург)

 

Розділ 4. Історія Голокосту в Україні: дослідження, викладання

Трагедія євреїв Північної та Південно-Східної Європи: порівняльний аналіз подій у Нідерландах і у Північній Буковині (Україна) у роки Другої світової війни
Олег Суровцев (Чернівці)

Голокост на Рівненщині  1941–1943 рр.
Персоналізація негативного образу євреїв 
за допомогою пресси на окупованій території

Захарчук Дмитро (Рівне)

Тема Голокосту у школах
і вищих навчальних закладах України

Iгор Вєтров, Тетяна Ладиченко (Київ)

Використання навчально-методичних матеріалів міжнародних семінарів з історії вивчення Голокосту 
в системі післядипломної
 педагогічної освіти
Світлана Луценко (Суми)

Система освіти України і Голландії.
(Педагогічний університет м. Зволле (Windesheim) – Чернівецький національний університет)
Тамара Марусик (Чернівці)

Хорошее начало: взгляд голландцев 
на преподавание истории Холокоста в Украине

Морис Хемелс (Тильбург), Виллем Кигген (Ситтард), Тим Плаум (Фонти), Рик Мурманс (Тильбург), Марсель Севенич (Фонти)

Уроки истории Холокоста. Расширение перспектив
Марко Оттен (Арнхем)

Розділ 5. Задля майбутнього: результати проекту 
“Історія Голокосту в Україні та Нижніх Землях”.
Резонанс добра й пізнання

Уроки заради майбутнього
Жанна Ковба (Киев)

Неизвестный Холокост в Украине. 
Прошлое для будущего
Марк ван Беркел и Реми Хартел (Неймеген)

Опыт экскурсовода на выставках “Анна Франк. 
“Урок истории” и “Истоки толерантности”
Анастасия Турчина (Киев)

Конференция, посвященная истории Холокоста
Морис Хемелс (Тильбург), Виллем Кигген (Ситтард), Тим Плаум (Фонти), Рик Мурманс (Тильбург), Марсель Севенич (Фонти)

Что удивляет в Нидерландах
Юлия Костюк (Киев)

Презентация посещения Украины студентами 
Педагогического института “Фонтис” в г. Ситтарде (FLOS)
Виллем Кигген (Ситард), Тим Плаум (Фогти), 
Рик Мурманс (Тильбург)

“Человечная” история, или Как это делают в Нидерландах
Кацалуха Валентина (Киев)

Ответный визит. Отчет о пребывании украинской делегации 
в Нидерландах с 7 по 12 сентября 2009 г.

Марк ван Бейк (Тилбург)

Библиография

 
Русский