Доля єврейських громад
центральної та східної Європи
в першій половині
ХХ століття

Матеріали конференції 6- 28 серпня 2003 р., Київ

Борис Дорфман
/Львов/

Моисей Гершензон /1903– 1943/. ФЕНОМЕН ЕВРЕЙСКОГО КУЛЬТУРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ НА УКРАИНЕ 20– 30-х годов

Моисей Гершензон является одним их выдающихся драматургов, режиссеров и актеров, которые оставили глубокий след в истории евреев Украины. Его имя также чтут и другие народы, он вписан в Энциклопедии Украины, России, Израиля. В этом году исполняется 100 лет со дня его рождения.
Прожив всего 40 лет, он создал несколько пьес (в большинстве своем — комедии), которые стали популярны во многих странах: их играют в оригинале на идиш и в переводах на многие языки. Зрители любят их смотреть и наслаждаться еврейским народным юмором, поэтому к ним обращаются коллективы ведущих театров Европы, Америки, Израиля и др.
У нас на Украине не сходят со сцены спектакли: «Гершеле Острополер», «Хелмские мудрецы». В них показана жизнь еврейских местечек, которых уже нет, люди из народа, которые жили, творили, надеялись и стремились к прогрессу, к светлому будущему, но соблюдали традиции и веру предков.
В главных ролях выступали самые лучшие актеры, спектакли ставили известные режиссеры.
О творчестве Гершензона написано много критических и исследовательских работ, особенно на идиш, языке, на котором творил драматург. Его произведения изданы и переведены на многие языки мира.
В Киеве в конце шестидесятых годов о Гершензоне написал работу наш активист Мазоре, который был знаком с семьей Гершензона. Она с 1992 года проживает в городе Ришон ле Цион в Израиле. Выпускники еврейского отделения Киевского Театрального института выступали с этим спектаклем в Бухаресте на театральном фестивале, посвященном 120-летию первого идишистского театра, созданного Абрамом Гольдфаденом. Спектакль «Хелмские мудрецы» в их исполнении имел большой успех у зрителей. Я был с ними на этом фестивале в качестве переводчика с идиш на румынский.
Моисей Гершензон родился 18 июня 1903 г. в Волынской губернии, в местечке Чернихове в очень бедной многодетной семье. Как все в то время, он получил традиционное еврейское образование. В детстве он испытал горечь нужды, но впитал в себя традиции и быт тех времен.
В школе он был живым, веселым, товарищи его любили, он выделялся среди сверстников своей преданностью и юмором. Любил сочинять разные истории, которые стали популярны среди молодежи.
Занимался самообразованием и трудился, чтобы помогать семье. В 1922 году он поступил на педагогические курсы, где проявил выдающиеся способности. Там он стал любимцем студентов, общественником. Сочинял стихи, памфлеты, эпиграммы, пословицы и рассказы. Ему поручили редактировать газету курсов. Он оформлял статьи, писал заголовки, создавал карикатуры, с юных лет рисовал, и это ему пригодилось. Принимал участие в институтском драматическом кружке, где он стал главной фигурой: делал декорации, создавал костюмы. Играли они разные пьесы из классического и народного репертуара, а также созданные Гершензоном. Киевская еврейская молодежь в тридцатые годы охотно ходила на их выступления. Со временем этот студенческий коллектив оформился в молодежную театрально-танцевальную труппу под названием «Мешолхойс». М. Гершензон играл там главные роли и сам режиссировал.
Когда в 1923 году в Киев приехал Московский Государственный театр во главе с Соломоном Михоэлсом, М. Гершензон и его друзья не пропускали ни одной постановки. Эти гастроли внесли много нового в жизнь, в знания тогдашней молодежи. Годы были тяжелые, хлынули еврейские местечки в большие города, и театр напоминал им родные места… Молодой Моисей решил, что целью его жизни станет театр, и он способен для него творить, сочинять свои собственные пьесы.
Когда в Киеве был организован свой профессиональный еврейский театр, М. Гершензона пригласили туда в качестве режиссера. Ему поручали играть главные роли. Тогда и развился его талант. Он стал приобщаться к высокому искусству, стал изучать классику и сочинять свои серьезные и комедийные произведения. В 1939 году была окончена его народная комедия «Гершеле Острополер». Ее ставили не только в Киеве, но и в провинциях. Она появилась даже на афишах Москвы.
За эту работу взялся уже прославленный коллектив Московского Государственного Еврейского театра. На премьере присутствовал сам М. Гершензон. Благодарные зрители долго приветствовали актеров и автора. Интересно, что после спектакля он сообщил в Киев семье в телеграмме только: «12 раз поднимался занавес сцены…» А как же иначе, когда евреи Москвы, вчерашние провинциалы, воспитанные в идишистской культуре, имели такую возможность увидеть и услышать столько юмора.
М. Гершензон творил с 1920 по 1938 г. на Украине, в Киеве. Сначала в самодеятельном, потом в профессиональном еврейском театре, который стал носить имя Шолом-Алейхема. К сожалению, после войны для него не нашлось места в Киеве, и он был отправлен в Черновцы. М. Гершензон перешел работать в театр Юного зрителя актером, режиссером и стал заведовать литературной частью.
Когда в последний раз в Киеве гастролировал Московский Еврейский Государственный театр, Соломон Михоэлс предложил Гершензону работу в Москве. Уже была готова новая пьеса «Хелмские мудрецы», которая очень понравилась, и была договоренность играть ее в Москве на столичной еврейской сцене.
Коллектив с радостью приступил к работе, были созданы декорации, изготовлены костюмы, даже расклеены по городу афиши. Люди купили билеты, и сам Соломон Михоэлс и автор Моисей Гершензон, молодой, подающий такие надежды, волновались, как пройдет премьера, как примет критика, ведь обстановка в те годы была не простой.
Но началась война, и театр срочно эвакуировался в Среднюю Азию, где продолжал свою работу в совершенно других условиях.
Моисей Гершензон узнал, что его семья из Киева эвакуировалась в Башкирию. Он переехал к семье и оттуда ушел добровольцем на фронт. Окончив курсы в званиии лейтенанта, он был назначен командиром артиллерийской батареи.
В письме к жене он писал, что со своими солдатами обязательно дойдет до Берлина.
16 августа 1943 года в боях за Кавказ возле станции Котляровская их обстреляли немецкие самолеты. Артиллеристы оборонялись до последнего снаряда и патрона.
Погиб М. Гершензон вместе со всей своей командой. В деревне Шепталов в Краснодарском крае насыпан земляной курган, где был погребен М. Гершензон вместе со своими боевыми товарищами. На этом месте сооружен памятник, и на каменной плите среди героев высечено имя еврея М. Гершензона.
Но пьесы его живут, их ставят театры мира. Семья вывезла его пьесу и передала Тель-Авивскому театру «Идишшпиль», которым руководит Шмуэль Ацмон. Этот коллектив играл веселые комедии с большим успехом во всех уголках страны. В 1947 году их играли в Еврейском театре Лодзи (Польша), в 1950 году — в Яссах (Румыния), в 1956 году — в Бухаресте, в 1955-м — в Варшаве, в 1962-м — в Вильнюсе, в 1963-м — в Кишиневе, в США, Канаде, Франции, Австрии и др., на Украине — во Львове, Одессе, Харькове.
М. Гершензон — один из многих, кто был носителем нашей идишистской культуры ХХ века, и надеюсь, что эта культура будет жить, несмотря на то, что носители ее были почти уничтожены в годы Второй мировой войны во время Холокоста. Эти пьесы переведены на другие языки, и с нашей культурой знакомятся другие народы.
Сколько бы раз я ни смотрел «Хелмских мудрецов», «Гершеле Острополер», каждый раз становится еще радостнее, когда вижу полные залы зрителей, которые, как и я, смотрят и наслаждаются. Пропал тот быт и те местечки…
Аарон-Давид Гордон
В Галиции 80 лет тому назад возникла и впоследствии распространилась почти во всем еврейском мире молодежная сионистская организация под названием «Гордония». Цель этого движения заключалась в воссоздании Еврейского государства в Эрец Исраэль, воспитании членов этой организации в гуманистических традициях, создании трудоспособной нации, возрождении еврейской культуры на языке иврит и в самостоятельном труде. Я имел счастье быть членом этого движения в 30-е годы прошлого столетия. В начале Второй мировой войны число членов достигло 50 тыс. молодых людей из всех слоев еврейского общества.
Идеологом этого движения стал Аарон-Давид Гордон. Он родился в царское время в Волынской губернии в очень состоятельной семье. Получил традиционное еврейское образование, изучил также русский, немецкий, французский языки. Став одним из духовных руководителей халуцианского движения в сионизме, уехал на землю предков, когда ему было уже 48 лет. Работал там на тяжелых физических работах, простым рабочим на плантациях. Перенес много трудностей: безработицу, голод и малярию; когда зарождалась страна, был ранен во время нападения арабов на колонию, где он трудился.
Принимал активное участие в конгрессах, конференциях сионистов, где решались важные вопросы. Писал статьи, где излагал свою концепцию, выработанную под влиянием идей Л.Н. Толстого и американского борца за социальную справедливость Г. Джорджа. Он считал, что нужно исправить общество путем самосовершенствования человеческой личности, приближения ее к природе; идея труда должна стать целью жизни, а не средством существования. Он рассматривал занятие физическим трудом как средство интуитивного постижения и мистического восприятия Бога.
Последователи его определили это мировоззрение как «религию труда». Он был против частной собственности на землю, отвергал марксизм. Залог справедливости видел Гордон в совместной трудовой жизни. Доказывал, что коллективизм намного лучше, чем индивидуализм, он облегчает предотвращение убийств, грабежей, обмана и др. Он надеялся, что появится нормальный народ, а не такой, когда евреи на протяжении веков были оторваны от настоящей трудовой жизни. Он проповедовал близость к природе, занятия сельским хозяйством и другим продуктивным трудом. Он требовал, чтобы любыми путями был найден способ примирения с соседями-арабами. Он был категорически против использования чужих рабочих рук в еврейских хозяйствах.
А.-Д. Гордон прожил всего 66 лет и скончался в Израиле, в Дгании Алеф, одном из первых еврейских поселений.
Через год после кончины идеолога его сторонники создали организацию «Гордония».
Помню, с каким задором и радостью молодые евреи покидали свои насиженные места, свои семьи и уходили на год или на два работать физически в арендованных хозяйствах. Ухаживали за скотом, обрабатывали поля, ремонтировали инвентарь и др. и приобретали навык трудовой жизни в коллективе. Это называлось ахшара. Не все выдерживали такую жизнь, но кто добился результата, получал право на иммиграцию в Эрец Исраэль. А времена были сложные, английская мандатная власть всеми силами препятствовала въезду евреев.
Усилиями этой молодежи — халуцим, тяжким физическим трудом строились первые поселения, которые ныне превратились в цветущие города. Сажали леса, оборудовали водоемы, обрабатывали земли, осушали болота, строили дома…
Сам А.-Д. Гордон жил в одном из этих новых поселений, где ныне создан музей его имени. Я посетил этот музей и встретил многих старых друзей, познакомился со многими экспонатами, фотографиями тех, кто осуществил свои идеи. Халуцианское движение охватило всю российскую империю, и в первые годы советской власти на Украине, в Белоруссии это движение не запрещалось. И тогда многие уехали, пока не родилась идея колонизации на востоке, в Биробиджане. Многих активистов еврейского движения при советской власти арестовали, сослали в лагеря, и национальное движение было запрещено.
На всю жизнь я запомнил лагерь молодых гордонистов на берегу Черного моря, где я имел счастье целый месяц жить по идеям А.-Д. Гордона. «Все за одного и один за всех», — был наш девиз.
События 1940-х годов помешали нам осуществить его до конца. Это сделали другие.


© Інститут Юдаїки, 1999-2005 Дизайн - Елена Заславская