1 декабря закончен очередной этап проекта «Уроки трагедий ХХ века в Украине. Воспитание толерантности, как путь выживания человечества в ХХІ веке. Развитие стратегий ко дням памяти жертв Холокоста».

В г. Харькове было проведено 7 семинаров и пресконференция, демонстрировалось три выставки, каждую из которых посетили тысячи людей.

Выставку «Анна Франк. Урок истории» посетило более 1100 человек

Выставку «Истоки толерантности» - около 1500 человек

Выставку «Голодомор-Холокост-ГУЛаг – три трагедии на Украинской земле в ХХ веке. Тоталитарный режим против народа и человека» - более 2320 человек.

36 гидов – школьники и студенты – провели более 250 экскурсий. 


Уже получены многочисленные просьбы о продолжении проекта.

Отзывы

У історії є обличчя…

Доля людини тісно пов’язана з долею країни. Кожна доля - це історія…
Освітній проект «Уроки трагедій ХХ сторіччя в Україні. Виховання толерантності як шлях виживання людства у ХХІ сторіччі. Розвиток стратегій до Днів пам’яті жертв Голокосту» дає розуміння цього.
Семінар у Харкові, який відбувся з 13по 15 листопада 2012року, вразив своєю динамічністю, лекціями, тренінгами, екскурсіями по виставкам. Лекції Т.Чайки, А.Філоненка, Ю.Смілянської, А.Круглова давали філософську і історичну оцінку трагедіям ХХ століття.
Три виставки, як три сходинки: у безодню, чи до неба, до світла?
Слухаючи лекторів та екскурсоводів, я розуміла, що цю виставку повинні побачити учні та вчителі. Історія це не тільки битви і війни, які виграно чи програно, а долі реальних людей які жили, кохали, надіялись, мріяли. Для вчителів ці виставки дають можливість на їх прикладах провести і уроки і виховні години. Дитина звідси не вийде байдужою.
Я не можу сказати, яка з виставок найбільш вражає. Виставки дають усвідомлення небезпеки тоталітарних режимів, виховують розуміння цінності людського життя.
В.А.Брачкова, вчитель історії Савинської ЗОШ І-ІІІ ст., №1 Балаклійського р-ну Харківської обл.

 

*******

15 ноября мне удалось попасть на семинар для учителей средних школ и преподавателей вузов Харькова и области "Уроки трагедий ХХ века в Украине. Воспитание толерантности путь выживания человечества в XXI веке. Развитие стратегий к Дням памяти жертв Холокоста", который проводили Институт Иудаики (Киев, Украина) при поддержке Фонда ITF "Task Force for International Cooperation on Holocaust Education, Remembrance, and Research" и Благотворительного фонда "Дар" в сотрудничестве с Харьковским национальным университетом имени В.Н. Каразина, Всеукраинской образовательной платформой EDUKiT и исследовательским интернет-проектом "Евреи на карте Украины".

На семинаре мы познакомились с экспозицией трех интереснейших выставок, приняли участие в нескольких тренингах, спроектировали, презентовали и обсудили свои методические разработки по использованию представленных материалов на уроках истории в школе и учебных занятиях для студентов.
Через несколько дней я привел своих учеников из гимназии ОЧАГ в центр Бейт Дан, и мы ознакомились с выставками. Репортаж об этом можно увидеть здесь http://blog.sp.kh.ua/2012/11/poka-gorit-svecha-uroki-istorii-totalitarizma/

Уже в школе, на уроках истории в 9-ом, 10-ом и 11-ом классах, мы поделились впечатлениями и мыслями об увиденном. Обсудили, как такие преступления против человечества и человечности стали возможны, как люди могут предотвратить их.
В живой, насыщенной искренним эмоциями, чувствами, мыслями ребят дискуссии не было равнодушных. Эти выставки произвели и на меня лично, и на ребят очень сильное впечатление.
Большое спасибо организаторам выставок и очень содержательного, насыщенного семинара для учителей и преподавателей!
С уважением, Игорь Соломадин, учитель истории гимназии ОЧАГ

*******
Шановна пані Юліє! Дякуємо за вашу велику роботу з учнями, студентами, вчителями, за проведені якісні й професійні семінари з приводу презентації виставок «Анна Франк. Уроки історії», «Джерела толерантності», «Голодомор. Голокост. ГУЛаг». Ваша плідна робота привела до появи в нашій школі кваліфікованих екскурсоводів, які стали фанатами своїх тематик і прищепили цікавість до них своїм однокласникам. Вся школа читає щоденник Анни Франк, цікавиться творчістю Ярошенка та долями Януша Корчака, Петра Григоренка…. Ці уроки поведінки людини в умовах екстреми є надзвичайними прикладами високого духовного змісту внутрішньої структури людини, яка готова жертвувати собою заради інших.

Насиченість екскурсій інтелектуальним матеріалом сприяла особистому вдосконаленню учнів. Обговорення, дискусії, прогнози – це все відбувалось на уроках після відвідування екскурсій і продовжується досі, бо учні знаходять нові матеріали та із задоволенням несуть їх у клас.

Отриманий на екскурсіях матеріал суттєво допоміг у вивченні тем пов’язаних із «шістдесятництвом» та дисидентством в 11-х класах на уроках історії, став підґрунтям для дискусій на уроках літератури та «Людини і суспільства». В 10 класах особливо корисним став матеріал про передвоєнну Німеччину, де доступно продемонстровані механізми впливу на суспільну свідомість та формування стереотипів. Виставки суттєво підживили пізнавальний інтерес учнів до історії та літератури.

********

Нет людей равнодушных к трагедиям - это факт.
Но как сделать так, чтобы трагедии больше не повторялись? Я уверена, что именно проведение таких семинаров может помочь в этом.

Судьба одного человека… Кажется, что это очень незначительная ремарка для истории.

А ведь именно из тысяч таких судеб соткан исторический процесс.

Великим открытием на семинаре для меня была деятельность Татьяны Чайки. Она собирает в единую сокровищницу памяти истории отдельных людей. Я закрываю глаза и до сих пор слышу ее проникновенный голос: она рассказывает счастливые и несчастные истории войны. Эти истории полны тревоги, опасностей, они наполнены надеждой, любовью. Голос Татьяны становится тише, потом он повышается , потом снова замирает. Так мы все вместе со слезами на глазах пережили еще одну личную военную историю.

Когда я в классе перессказывала своим ученикам удивительную историю Петра Гуцала и Анны, они тоже плакали. И мне так дорога была каждая слезинка сочувствия и милосердия, которая родилась в юном серце!

Участие в этом проекте, в семинаре, что-то очень важное поменяло во мне, в моих учениках, которые были привлечены к работе или просто посетили выставки. У нас с ними появилось общее дело, которым каждый из нас дорожит. У нас появилась какая-то важная, очень лиричная тайна. Выставки помогли прикоснуться к сокровенным струнам детских душ, привели к раздумьям, анализу.

********
Пока горит свеча. Уроки истории тоталитаризма.
Материал сайта:http://blog.sp.kh.ua/2012/11/poka-gorit-svecha-uroki-istorii-totalitarizma/

 

© Інститут Юдаїки,1999-2012 Дизайн - Е. Заславская