Сто лет Независимости...

 

Выставка Общества независимых художников 1918 Частная сб. Москва. Сидят: И. Малик, В. Мидлер, М. Гершенфельд, М. Юхневич, Т. Фраерман, П. Мамичев, А. Нюренберг; стоят: М. Бродский, А. Кобцев, С. Кишиневский, М. Гельман, Н. Соколик, Ф. Брудерзон. Фото: ognb.odessa.ua

 

Сто лет Независимости...

Не волнуйтесь, это просто такая одесская шутка. Впрочем, как раз сто лет назад, в 1917 году, в Одессе было образовано «Общество независимых художников».

На самом деле  «лед тронулся» несколько ранее. Уже в первое десятилетие ХХ века. Одесским «Салоном отверженных» стал кружок молодых художников, возникший в 1909 году и ставший первой попыткой объединения новых художественных сил. В марте 1909 года они провели на Дерибасовской свою первую выставку. Современные искусствоведы обозначили ее как начало отсчета противостояния нового и традиционного искусства в Одессе.

Имена этих художников могли бы исчезнуть со страниц истории - одесской, еврейской, мировой, если бы не коллекционер Яков Перемен, израильский искусствовед, исследователь русского авангарда Леся Войскун, главный библиотекарь отдела искусств Одесской национальной научной библиотеки Ольга Барковская и еще ряд исследователей и искусствоведов, десятилетиями искавшие имена, восстанавливающие биографии, изучавшие и анализирующие творчество «Одесских парижан».  

Но и в этом случае «Независимые» могли остаться предметом изучения для узкого круга специалистов, если бы не вице-президент известного аукциона «Сотби», искусствовед Соня Беккерман, обнаружившая их во время поездки в Израиль в 2010 году. Она мечтала о том, чтобы коллекция Перемена нашла себе одного владельца, а не была бы распродана по кускам.

 

Мечта сбылась. В апреле 2010 года значительную часть коллекции приобрел киевский «Фонд украинского авангарда» в лице бизнесменов и филантропов А.Адамовского, А.Сусленского, Б.Фуксмана, которые сформулировали основные цели: вернуть коллекцию в Украину, показать ее жителям Одессы и Киева, и знакомить мир с украинским искусством. Теперь выставка путешествует по миру Нью-Йорк, Лондон, Париж... 

В 2014 году «Фонд украинского авангарда» выпустил великолепный каталог: «Общество независимых». Помимо роскошных репродукций, он включает ряд публикаций, которые хочется немедленно дарить друзьям - целиком и по фразам. Все авторы - специалисты, помимо универсальных и глубоких знаний обладающие каким-то по новогоднему искрящимся стилем.

 

Из предисловия к каталогу киевского куратора выставки искусствоведа Алексея Титаренко: «Чистейшей воды сезаннизм, даже не русского, а прямо парижского разлива, захлебывающийся от восторга первобытной экзотикой, подростковый такой, гогенизм, лихой молодой кубизм, чуть ли не перекубивший самого Брака. «Время было лихое - вспоминал позже Брак - ощущение было такое, будто пьешь кипящий керосин».

Молодые одесситы похоже тоже пили далеко не молоко. Посмотрите на обложку нашего каталога: один молодой художник написал другого молодого художника. Кафе, цилиндр, трубка, пространство бодро пружинит гранями. Прямо какой-нибудь Блез Сандрар где-нибудь в «Ротонде». По раскопкам украинских искусствоведов - портрет Сандро Фазини кисти его лучшего друга Сигизмунда Олесевича. 1917-й - Сандро там 25 годков, красавец! После войн, революций, с 1922 года жил в Париже... Младший брат культового на всем постсоветском пространстве писателя Ильи Ильфа - тот, который Ильф и Петров. Такое ощущение, что это сам Бендер Остап Ибрагимович сидит за мраморным столиком кафе Франкони и придумывает очередную комбинацию... » (1)
 

 

И еще одна цитата, о другой работе С. Олесеевича, посвященной на этот раз Файнзильбергу-старшему. От блестящего искусствоведа, арт-критика, одного из создателей и первого директора Музея истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим» Михаила Рашковецкого:

Это было время голодное, газетно-журнальное, кафе-шантанное и театрально-кабарэшное.
Жизнь однодневная, как газета.
И настоящее искусство, вот уже почти 100 лет говорящее о значимости породившего его мгновения.
На маленьком кусочке бумаги (20х34 см) Сигизмунд Олесевич создал точный портрет этого коллажированного времени. В 1917 году он был опубликован в одесском журнале «Бомба» под названием «Гимн культуре».
Небо в одесских газетах. Бросаются в глаза осколки объявлений: «Граммофоны», «числятся в госпиталях и лазаретах…», «…с успехом применяются вытяжки из семенных желез…», «Половое бессилие при истощении».

Вдоль угловатого городского горизонта – красные дома с выбитыми стеклами, фаллическая фабричная труба с жирным черно-сизым дымом, вышка одесского тюремного замка и фрагмент вывески: «ТИП…».

И перечеркивая все это темным, заштрихованным клеточкой силуэтом, мчится репортер. Глаза его и губы – алчны. Молодой, длинноногий… Он несется справа налево – наперекор. Футуристично взлетают штиблеты-скороходы на высоченных каблуках, гигантские кулаки схватывают, сжимают, прессуют невесомые мгновения… Это младший брат Фазини – Иехиел-Лейб Файнзильберг, по принятому в древней традиции сокращению – Ильф...

Правда, уже хочется прочитать материал полностью?
Пожалуйста: http://www.migdal.org.ua/times/116/23984/

 

Михаил Рашковецкий дает нам картину в стиле «Независимых» точно и четко очерчивая связь столетий XIX и ХХ, и наши запоздалые попытки что-то из обломком того вековой давности времени найти и вернуть - себе? Городу? Миру...

 

«В фокусе рубежа – элегантное увядание как предпосылка к размашистой вырубке. Ради счастья человечества, естественно. Сейчас, на рубеже тысячелетий актуализировалась антропология – интерес к тем самым щепкам, которые все летят и летят…».

 

Благодаря интересу к «щепкам» - фонда, искусствоведов - возвращаются к зрителям на выставках и к читателям каталога погибшие в Аушвице Самуил Грановский и Сандро Фазини, сгинувший в 40 лет с небольшим в Канаде в А.Беркович, или вообще непонятно куда исчезнувший после 1919 года Исаак Иосифович Ефет-Костини и другие – исчезнувшие было совсем или постепенно растворявшиеся в людской памяти ... И благодаря им разлетевшиеся «щепки» превращаются в мощную поросль, упругие побеги, пробившиеся через столетие забвения и раскрасившие своим буйным необузданным цветением начало XXI века. 

Каталог возвращает картины, имена и, конечно, эпоху, которую многие годы скрупулезно воссоздавала Ольга Барковская - главный библиотекарь Отдела искусств Одесской городской научной библиотеки - собиравшая документы и материалы из газет начала ХХ века, составлявшая каталоги картин, выставок, имен и публикаций. Ее статья «Общество независимых художников в Одессе» раскладывает по полочкам историю объединения - со взлетами, моментами славы, сокрушительными поражениями и все-сметающей юностью... Для специалистов, желающих посмотреть на результаты этой огромной работы. (2)

Вице-президент всемирного клуба одесситов Евгений Голубовский и писатель, искусствовед Евгений Деменок развернули перед читателями каталога «Французскую палитру одесских независимых», на которой смешивают яркие, слегка мерцающие краски для завораживающей картины.  Биографии, фотографии, искусствоведческий анализ и, конечно, картины. Пуантилизм, кубизм, примитивизм... Портреты, жанровые сцены, пейзажи. Париж, паруса, охота  и - украинские города и села.

-----------------------------------------

Амшей Нюренберг

Амшей Нюренберг, один из участников Весенней выставки, чрезвычайно полно представлен в коллекции Якова Перемена – восемнадцатью работами. Художник дружил с коллекционером почти десять лет. В этом собрании – самая ранняя работа, «Алые паруса», датирована 1910 годом, а самая поздняя – «Городок Круты» – 1919 годом. 

 
-----------------------------------------

Исаак Малик

И.Малик. Деревня Круты (Украина). 1913

На Весенней выставке 1914 года Исаак Малик был представлен пятью работами. Он вернулся в Одессу из Парижа только в 1913 году, хоть регулярно посылал картины домой на выставки, участвовал даже в первом Салоне Издебского. Четыре картины на выставке 1914 года еще парижские, и лишь одна носит загадочное, как будто из современного сленга, название «Крутые». Сейчас можно смело утверждать, что ошиблись составители каталога – это «Деревня Круты», еврейско-украинское местечко...

Сегодня, несмотря на всем известное трагическое словосочетание «Бой под Крутами» найти изображение этого городка совсем не просто. А на картинах двух «Одесских парижан» – еврейских художников еврейско-украинское местечко предстает во всем своем  ностальгическом уюте и со всей своей щемящей обреченностью. Так что, помимо всей ценности для «чистого искусства», можно поговорить и об этнографических штудиях, и о истории исчезновения штетла и о художниках, формирующих миф о мире штетла.

Эффектное название «Одесские парижане» было придумано уже для аукциона и для выставок. Впрочем, большинство «Независимых» во Франции учились, работали, вдыхали основательно отравленный сладким авангардистским ядом парижский воздух. Еще фрагмент из палитры Голубовского-Деменюка (кстати, материал каталога вошел в книгу «Вся Одесса очень велика», изданную в 2016 году).

 

-----------------------------------------

Самуил Грановский

Нет, этим Париж не удивить. Ну, кричит себе из окна винного павильона какой-то парень:
– Я гений! Гениально! Ура!

Кричит по-русски, и этим здесь не удивишь, казалось, все художники из России перебрались в «Улей», но этот был всегда щегольски одет, ходил в офицерских брюках-галифе, заправленных в сапоги, а на голове носил ковбойскую шляпу.

Его и называли – в глаза: Сэм а за глаза – Ковбой. Хоть в Екатеринославе, где он родился в 1882 году, а затем в Одессе, где в 1901 году он был принят во второй класс художественного училища, его звали Хаим, а неофициально – Самуил Соломонович. По вехам его жизни можно писать авантюрный роман, правда, с трагическим концом. 
Призван на русско-японскую войну (вот откуда галифе), уехал в Америку (вот откуда ковбойская шляпа), вернулся в Европу, естественно, в Мюнхен, а затем в Париж… Был настолько красив и хорошо сложен, что работал модельером и снимался в немом кино. Но это всё гарнир, приправа, а суть жизни – живопись. Его парижские уличные сценки, его ню, его портреты выставлялись и в Салоне независимых, и в Осеннем салоне. 
И всё же в конце Первой мировой войны он вернулся в Одессу. Как всегда, не очень надолго.
Но на выставке Общества независимых художников 1918 года были выставлены пять его работ.

 

Пафос времени заключался в неукротимом желании дойти до сущности, достигнуть всех мыслимых пределов и заглянуть в беспредельное, в бунте против любых устоявшихся норм и ограничений, в неистовом порыве к абсолютной свободе

 

Перед парадом репродукций в каталоге еще одна статья: «Пафос времени заключался в неукротимом желании дойти до сущности, достигнуть всех мыслимых пределов и заглянуть в беспредельное, в бунте против любых устоявшихся норм и ограничений, в неистовом порыве к абсолютной свободе. Революционные и военные катаклизмы в социальной жизни, фундаментальная трансформация научных представлений - все это свидетельствовало о глубинных тектонических сдвигах коллективного сознания...». До боли актуально. Но Галина Тулузакова, кандидат искусствоведения, не политический обозреватель. Это она о состоянии умов в начале XX века, о формирование нового художественного языка и роли в нем Одесского авангарда. Назвала свою статью Галина так: «Одесский авангард: эстетика взрыва». Взорвать форму, чтобы выявить сущность - основная идея богемного авангарда во все времена... 
«Позитивистская уверенность, что мы способны познать сущностное, протоколируя и классифицируя явления реальности, сильно пошатнулась к концу XIX века. Желание докопаться до первооснов скрытых за изменчивой внешней оболочкой подвигало к разным способам преодоления этой реальности.

Одесситы скорее романтики, чем аналитики. Им скучно засушивать и методично препарировать реальность, веселее обобщать, отвлекаясь от ненужных подробностей, изливая буйную первозданную энергию...»

Галина Тулузакова. Одесский авангард: эстетика взрыва / Community of Independent. Общество независимых. Киев, 2014. Киев. 2014

----------------------------------------------

 

Яков Перемен, фото 1930-х годов, Википедия

 

Яков Перемен начал собирать свою уникальную коллекцию в 1907 году. Вывез ее в Эрец-Исраэль в 1919. Первая демонстрация состоялась в гимназии Герцлия в 1920.

«Первая художественная выставка. При участии “Лиги для процветания искусства в Эрец-Исраэль” из России (одесское отделение) и группа художников “Ха-Томер” (Яффа, Неве-Шалом). На выставке впервые будут представлены перед глазами публики Эрец-Исраэль произведения более чем тридцати еврейских художников из новейших течений в мире искусства. Количество картин более двухсот. <...> Устроители выставки Яков Перемен и Йосеф Константиновский»
Газета «Ха-Арец». Тель-Авив. 15.04.1920

Я. Перемен показывал коллекцию широкому зрителю в 1920 и 1922 годах. Затем она исчезла на десятки лет. А после возвращения произвела очередной взрыв. В статьях о выставке «Одесские парижане» все израильские искусствоведы были единодушны: коллекция Я.Перемена оказала переломное влияние на художников Израиля, сформировала израильский модернизм… 
Леся Войскун. Яков Перемен - человек-феномен. Альманах Мория № 6, 2006

----------------------------------------------

Е.Голубовский и Е.Деменюк закончили статью для каталога словами:

«Михаил Булгаков устами Воланда утверждал: «Рукописи не горят». 
Воланд – дьявол. Вряд ли следует ему доверять. Рукописи горят. Книги горят. Картины горят. И всё же…Случаются чудеса.
И возвращение коллекции Якова Перемена – одно из таких чудес».

 

И сегодня, глядя на пиршество форм и красок на картинах выставки, страницах каталога, на сайтах, так хочется, чтобы в следующем столетии взрывы на землях Украины, Израиля, Парижа и Нью-Йорка оставались только на полотнах авангардистов...

Амшей Нюренберг. Охота. 1912

 

Амшей Нюренберг. Пир Саломеи. 1915

 

А. М. Нюренберг. 1910. Алые паруса. Холст на дереве, масло. 68x123 (название использовано А. Грином для одноименной повести «Алые паруса», 1923)

--------------------------------------------

1. А.Титаренко. «Одесские парижане»/ Community of Independent. Общество независимых. Киев, 2014

2.  Е.Голубовский. Периодическая система Ольги Барковской/ Общество независимых художников в Одессе. Составитель О.Барковская. Одесса. 2012

 

 

 

 

 

Вам нравится этот материал? Поделитесь им с друзьями!