Провинциальные истории. Музыкальная школа Культур-Лиги (рассказывает Любовь Исаевна Ратманская)


Ципа Белокопытова (Ратманская). Киев, 20-е годы

Организатором и первым заведующим музыкальной школы был Моисей Яковлевич Береговский, а завучем - Исаак Соломонович Рабинович. Замечательные люди, которые помогли напуганным погромами, голодным, раздетым еврейским ребятишкам открыть мир музыки.

И хотя не каждый, кто учился в этой школе, стал музыкантом, все умели играть на каком-либо инструменте, все стали активными слушателями, грамотными любителями классической музыки.

Среди педагогов были известные мастера: профессор Давид Соломонович Бертье (скрипка), Розалия Исаковна
Зарицкая (рояль), которая впоследствии будет профессором Ленинградской консерватории, молодые концертирующие пианисты - Вера Разумовская, Матвей Акимович Гозенпуд, Теодор Давидович Гутман, Натан Перельман и др.

Лекции читали музыковеды Матиас Маркович Гринберг (Сокальский), Михаил Самойлович Пекелис (впоследствии известный педагог московского ГИТИСа). Уроки ритмики велазамечательный педагог Мария Петровна Улицкая. Главной работой М.Я.Береговского (кроме руководства школой и преподавания в классе фортепиано) было ведение детского хора школы. Мы разучивали и пели еврейские народные песни и классические произведения (”Реквием” Моцарта, инвенции и фуги Баха, песни Бетховена, Шуберта и др.).

После отъезда М.Я.Береговского В Ленинград, заведующим школой стал Иешуа Павлович Шейнин. Он продолжал руководить хором, еще больше расширив репертуар. Мы часто выступали в детских домах, клубах, школах, в 4-й типографии на Крещатике (она шефствовала над детским домом).

Основное “музыкальное просвещение” мы получили благодаря Исааку Соломоновичу Рабиновичу. Он не только сам вел класс фортепиано, но и организовал курс “слушания музыки”. Записей тогда у нас не было, Исаак Соломонович приглашал прекрасных исполнителей - гитаристов, скрипачей, вокалистов, обогащая наше восприятие все новыми музы- кальными творениями.

Мы слушали выступления различных ансамблей, трио, квартетов... Научились отличать произведения одного композитора от другого, понимать, как строится фуга, соната, что такое прелюдия, ноктюрн, вариации, канон...


В центре - Розалия Исаковна Зарицкая, слева вверху - Вера Ратманская, внизу -Люба Ратманская, справа вверху Маня Вассерман, внизу - Рива Вассерман.
Киев, 1926г

Исаак Соломонович объяснил нам, что такое опера, познакомил с разными клавирами. А потом мы пели арии из оперы “Садко” Римского-Корсакова (я пела арию Любавы). После этого мы решили поставить свою оперу.

Музыку и слова написали сами ребята.
Это была сказка, в которой к принцу приходили разные феи - добра, свободы, богатства, дружбы, любви и т.д. - и пели свои арии. Под конец все берутся за руки (см.
фото) и поют заключительную арию. Текст оперы был написан на идиш. Ведь в школе были, в основном, дети из еврейского детского дома. Сироты, “дети погромленных”...

Школа размещалась на улице Б.Васильковской, 27,на 4-м этаже жилого дома. Это была большая квартира из 6 - 7 комнат, одна из которых была разделена на две. Большую комнату метров 35 мы называли концертной. Здесь нас учили видеть красоту, слышать ее звуки...

Вам нравится этот материал? Поделитесь им с друзьями!