Институт Иудаики
 

Неутомимый исследователь и пропагандист еврейского духовного наследия — писатель и историк М.М. Бибер


Рафаэль Шпизель /Острог/

Среди выдающихся людей, родившихся и живших в Остроге и своим неутомимым трудом способствовших изучению духовного и материального еврейского наследия, имя Менахема Менделя Бибера несомненно занимает одно из ведущих мест.
Родился он в Остроге в 1848 г. в религиозной еврейской семье. Отец его — Арье Лейбуш, для того времени очень образованный человек, более 50 лет обучал детей. Среди преподавателей известного Ешибота при большой синагоге он считался самым большим знатоком еврейского духовного наследия. Естественно, он обучал традиционным еврейским обычаям и своих детей. С ранних школьных лет Менахем Мендель увлекся изучением истории родного края, стремился накопить материал для создания литературного памятника знаменитой и древней еврейской общины Острога. Он изучал литературу, записывал рассказы старожилов и накопил большое количество документов по истории города и края.
В 1866 г. в 18-летнем возрасте женился на дочери крупного ученого и мецената Айзенштейна и переехал на постоянное место жительства в Краков, где, закончив свое образование и получив специальность историка, начал преподавать историю в еврейской гимназии Кракова. В свободнее от занятий время он работает в библиотеках Кракова, Варшавы и Вильнюса. Мечта о создании литературного памятника знатным гражданам Острога и их вкладу в развитие экономики и культуры никогда его не покидала.
В Кракове он сближается с местными писателями и постоянно ведет историческую рубрику в еврейской печати. В 1874 г. издает свой первый исторический роман на идиш: — «Ди нахт ин голес» (Ночь в изгнании), в котором на фоне страшных событий в Остроге 1648 г. описывается жизнь и переживания влюбленных, которым удалось спастись от неминуемой смерти. Окрыленный успехом и благоприятной критикой ведущих писателей Польши, через два с половиной года он издает второй роман на идиш «Вен дос лебен от геблит» (когда жизнь расцветала), где описываются изменения еврейской жизни и пропагандируется традиционный еврейский уклад. Книга также имела большой успех у читателей. Автор же активно сотрудничает в еврейских газетах и печатает большое количество рассказов и очерков на исторические темы.
В конце 1889 г. М.М. Бибер навсегда возвращается в Острог. Встреча с родным городом, согласно сохранившимся его письмам друзьям в Краков, была ужасной. В результате страшного пожара в мае 1889 г. почти весь город сгорел, осталось только 3 дома и нетронутое здание большой синагоги. Школа, в которой он учился, синагога, в которой он молился, отчий дом, где хранились все его материалы по истории народа, библиотека и много других зданий, где хранились исторические памятники и материалы, тоже были уничтожены пожаром. В одном из своих писем М.М. Бибер писал, что Острог к моменту его возвращения напоминал ему пустыню после татарских набегов. Во время пожара был также уничтожен и Острожский пинкас, из которого М. Бибер надеялся извлечь необходимые ему сведения. Как известно, в Остроге, как и во всех других местах черты оседлости, где компактно проживали евреи и имелись общины, записывались так называемые пинкасы. В эти книги вносились все важные события, прошедшие в общине, легенды края, законы общественные, а также содержание различных документов. В них также записывались сведения о жизни и деятельности раввинов, талмудистов, ученых, врачей и других членов общины, которые жили в Остроге и своим трудом способствовали развитию общины, города и всего края. Пинкасы служили основным документом для изучения истории края и общины. В библиотеке имени В.И. Вернадского в Киеве собрана крупнейшая в мире коллекция пинкасов, но среди них, к сожалению, нет острожских. Старинные острожские пинкасы были уничтожены во время кровавых событий 1648 г., а новосозданные уничтожены пожаром.
Чтобы не предать забвению замечательную историю древнего Острога и память об его славных жителях, М.М. Бибер решил детально изучить надписи на надмогильных камнях, которые сохранились на старинном еврейском кладбище, созданном более 500 лет тому назад. На этом кладбище еще сохранились памятники начала ХV столетия. По существующим традициям, тогда очень внимательно относились к перечислению на надгробных памятниках всех заслуг умершего, данных о его жизни и деятельности.
Но кладбище находилось в хаотическом состоянии: камни часто поломаны, перевернуты, многие погружены глубоко в землю, надписи на них — стерты или заросли травой. Потребовалась титаническая работа, чтобы эти памятники стали пригодны для исследования. Изо дня в день, почти на протяжении 5 лет М.М. Бибер очищал их, создавая условия для исследователей.
Еврейская газета «Ди велт» писала тогда, что М. Бибер много работал на кладбище, кроме того он находил время для поездок в Краков, Варшаву и Вильнюс, изучая сохранившиеся там документы.
В результате такой кропотливой работы М.М. Бибер накопил большое количество важных и интересных документов о жизни евреев Острога за все время существования города и до начала ХХ ст. Он полностью изучил все надгробные памятники и составил подробнейший каталог умерших острожан с важнейшими сведениями из их жизни и деятельности. Результаты своих исследований М.М. Бибер опубликовал в 17 научных статьях в различных журналах Петербурга, Москвы и Варшавы. Напечатал большое количество очерков и сообщений во многих еврейских и нееврейских газетах. В 1902 г. в Варшаве он издал свою первую историческую монографию на идиш «Ди алте Острогер идиши вельт» (Острожская еврейская старина), в которой на 289 страницах изложены основные данные из истории еврейской общины Острога, считавшейся одной из старейших общин страны. Этим трудом, по мнению многих ученых, М.М. Бибер обессмертил еврейскую общину Острога.
На основании накопленного материала, документов и литературных данных, при содействии и финансовой поддержке Петербургского общества исследователей старины, М.М. Бибер в типолитографии А.Г. Шефтеля в Бердичеве в 1907 г. издает вторую историческую монографию «Памяти больших людей Острога». На этот раз монография напечатана на иврите, изложен материал на 346 страницах текста. Один из первых экземпляров, полученных из типографии, автор подарил Острожскому музею, где она хранится и в настоящее время в хорошем состоянии. В этой монографии подробно описана жизнь и деятельность более 400 острожан, которые внесли достойный вклад в развитие культуры и экономики края. Среди них — описание жизни и деятельности 33 ученых с мировым именем. Этим трудом М.М. Биберу удалось создать величественный памятник большим людям Острога, о чем он мечтал всю свою сознательную жизнь.
Кроме исследовательской работы, М.М. Бибер был еще и крупным пропагандистом духовных и исторических сведений об Остроге и его жителях. Он написал более ста статей в различные газеты и журналы многих стран мира, а также постоянно преподавал историю в Острожской гимназии и еврейской школе Талмуд-Тора. Особенное внимание он уделял обучению подрастающего поколения традициям еврейской жизни и истории еврейской общины. Он всячески поощрял знатоков истории еврейства города и края. Ежегодно проводимые конкурсы для выявления лучших знатоков еврейской истории города привлекали внимание многих. Победителя конкурса награждали ценными подарками и специальными грамотами, которые интересно оформлялись историческими иллюстрациями. На каждой грамоте М.М. Бибер собственноручно писал характеристику и пожелания новых успехов победителю.
До самой старости он не прекращал следить за духовной жизнью молодежи, обучал школьников, стараясь, чтобы они знали прошлое и настоящее евреев города. В Красногорской синагоге, где он постоянно молился, его избрали габой.
Умер М.М. Бибер в возрасте 75 лет в Остроге и был похоронен на том старинном кладбище, где он тщательно изучил все памятники и описал их. Варшавская еврейская газета «Найе айнт» (Новое сегодня), постоянным корреспондентом которой он был, в номере от 11 марта 1923 г. писала: «Из Острога на Волыни поступила печальная весть — умер М. Бибер, историк, писатель и автор многих книг про Острог». Могила его не сохранилась: она была варварски уничтожена в 1969 г. во время ликвидации кладбища. В фондах Острожского музея хранится альбом фотографий надмогильных памятников еврейского старинного кладбища, среди которых под № 2933 находятся фотографии надмогильного памятника М.М. Бибера. На нем написано следующее: «Уроженец Острога ваш учитель и наставник Менахем Мендл Бибер, сын Арье Лейбуша. Светлая ему память. Исследователь истории, писатель, учитель, внимательный к людям. Он написал книги. Он наша гордость и слава».
Жизнь и деятельность М.М. Бибера может служить образцом неутомимого служения сохранению еврейского духовного наследия.


Литература
1. Андрухов П.З. 600 імен в історії Волині // Сокаль, 1992. – с. 6.
2. Гринес М. Мендл Бибер // «Сефер Острог», – Тель-Авив, 1987. с. 131– 134 (идиш).
3. Шпизель Р. Менахем Мендл Бибер. Острозькі просвітники ХVІ– ХХ ст. – Острог, 2000. – с. 184– 186.
4. Шпизель Р.С. Острожанин М.М. Бібер — видатний дослідник та пропагандист історії стародавнього Острога // Матеріали VІІ– ІХ науково-краєзнавчих конференцій «Остріг на порозі 900-річчя» 1996– 1998 роки». – Остріг. – 2000. – с. 258-259.
5. Frank E. “The Jewish Massacres in the Historiography of the Khmelnytsky Uprising: A Review Article.” Journal of Ukrainian Studies 23:1 (Summer 1998): 83-89.

Институт Иудаики